Начнем размышление об игрушках вопросом о том, а нужны ли игрушки ребенку вообще? Известны эксперименты, в ходе которых игрушки убирали и наблюдали, как это повлияет на ребенка, будет ли ему скучно и как долго он выдержит. На удивление, дети достаточно быстро привыкали к ситуации и начинали находить игрушки в своем бытовом и природном окружении, а о грусти и печали не было и речи. Какие выводы можно сделать? С одной стороны: дети могут обойтись без игрушек, а с другой стороны – дети их все-таки находят, придумывают, а значит, игрушки им нужны! Вопрос только, что же им нужно в игрушке, чтобы мы действительно смогли понять – какие.
Давайте составим примерный список игрушек, которые можно предложить ребенку:
– куклы
– машинки, коляски, всяческие возилки
– зверушки
– домики, кроватки, посудка
– кубики, строительный материал
– инструменты (ведерки, лопатки, сачки, удочки и т.д)
– природный материал (каштанчики, камушки, веточки, песок)
Что же объединяет все эти виды игрушек? Не форма и размер, не цена или ценность, не место изготовления. Вот ответ, который я нашла для себя в вальдорфской педагогике: игрушка – это образ мира, образ человека, образ форм взаимодействия с миром. Причем, эти образы составляют для ребенка целостный эталон образа мира и человека – это важно. То, что ребенок получит в детстве как игрушку, во многом определит его отношение к миру, к людям, к себе, когда он станет взрослым, но действовать это будет на глубоком подсознании. Это можно будет изменить, приложив определенные усилия, но в идеале нужно просто заложить хороший здоровый фундамент.
В этом списке особое место занимает кукла как образ человека. Понимание себя и другого, построение взаимоотношений, выбор моделей поведения и ролей в разных ситуациях – во всем этом может помочь ребенку кукла, а потому это необходимая игрушка как для девочки, так и для мальчика. Для девочки это как бы само собой разумеющаяся игрушка, но с мальчиком все не так однозначно в нашем обществе. Не бойтесь, что мальчик станет девочкой, если дать ему куклу. Он просто может играть с ней совсем по-другому: защищать, обеспечивать необходимым, противодействовать и отстаивать свои интересы, вести в ее образе активные действия. Роль отца, друга, начальника тоже никто не отменял. Почему бы не дать мальчику возможность играть в роли человека, а не только машинок и животных? Все зависит от тех целей в воспитании, которые мы ставим перед собой, осознанно или неосознанно.
Итак, наши цели при выборе игрушки могут быть такими:
– построить образ мира и человека – целостный, гармоничный, здоровый
– научиться возможностям действия и взаимодействия в мире – что я могу, как я могу это сделать
– научится деятельности взрослых – и тут важен пример родителей и педагогов: как мы работаем, как выполняем повседневные обязанности, как творим
– научиться обращаться с предметами, инструментами, материалами, изучить их свойства – здесь закладывается важная основа самостоятельности, инициативности
– научиться общаться – правила поведения, вежливость, дружба, умение строить контакты с людьми
– научиться выражать себя – в разных образах, в разных моделях поведения, в разных способах действия – найти себя
– развивать свои способности и умения
– приобрести опыт для самостоятельной свободной деятельности и жизни – как главная конечная цель воспитания человека
И во всем этом нам могут содействовать игрушки, и в любом случае они имеют свое влияние в жизни ребенка, продумали ли мы свой выбор как родители или сделали его неосознанно.