В чем цель вальдорфской педагогики? Это один из тех вопросов, на которые так трудно ответить одним предложением. Краткость – сестра таланта… Но где же найти такие слова, ёмкие, глубокие, которые выразят самую сущность ВП, чтобы все принципы словно вырастали из неё?…

  • Воспитание гармоничного человека, умеющего мыслить, чувствовать и действовать?
  • Создание пространства для здорового развития ребенка, соответствующего его потребностям на разных этапах развития и позволяющего ему стать самим собой?
  • Воспитание к свободе и ответственности через любовь и благоговение?

Все это звучит достаточно красиво и педагогично. Точно ли это выражает суть? Соответствует ли действительности? Правдиво ли? На мой взгляд, вполне. Это то, чем занимается ВП, к чему стремится не только в теории, но и на практике, выстраивая в соответствии с этим весь процесс воспитания и образования (и самовоспитания как родителя и педагога).

Есть и другой вопрос – звучит ли это убедительно, конкретно, реально для другого человека? Конечно, многое будет зависеть от этого человека. Как он отнесется к таким словам, как он относится к педагогике, к жизни в целом, к детям, что он ищет и каков его опыт. Убедительность зависит о способности говорить – и слушать.

Но если для него эти цели – неконкретны, слова воздушны, не годны для настоящей жизни?…

А может ли вообще цель педагогики быть конкретной? более конкретной, чем воспитание человека? :) Можно ли начинать педагогику как систему воспитания с чего-то полностью конкретного? Мне кажется, все-таки нет. Все начинается с образа, идеи, духовной родины.

Этот образ постепенно приобретает определенные черты, формулируется, закрепляется в принципах. А потом находит пути конкретного воплощения. И эти конкретные пути проверяются по своим результатам на соответствие идее. И результаты показывают соответствие идеи реальной действительности. То есть конкретность проявляется уже в способах реализации идеи, в путях воплощения цели.

А вот правдивость и соответствие реальности… Нужны ли нашему обществу такие цели и такие пути, какие предлагает ВП? Тогда возникает вопрос: что нужно нашему обществу, времени? Можно ли коротко на него ответить? :) Какой человек нужен сейчас? Какой образ пользуется популярностью? И каким человек должен стать, чтобы человечество развивалось дальше, становилось лучше?

Наверно, многие педагоги и родители будут едины в желании видеть детей в будущем свободными и ответственными, сознательными и гармоничными, творческими и инициативными, здоровыми и активными, сильными хозяевами своей жизни, талантливыми и счастливыми, духовными и моральными. Это сейчас даже в гос. программах записано. Практически все современные педагогические системы так или иначе будут говорить о подобных целях.

В чем же разница? Разница будет заключаться в акцентах образа (что важнее), в путях реализации и в проработанности системы. И для меня ВП – самая цельная и гармоничная (уравновешенная) по образу человека и самая проработанная, продуманная по степени воплощения идеи.

Цель вальдорфской педагогики (или А что конкретно Вы имели в виду?)

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям