“Что нужно ребенку?” – такой вопрос занимает умы многих современных родителей. Наше стремление к сознательности толкает нас также к осознанию детства, ребенка как к особенной ценности и его влияния на взрослую жизнь. Взрослые люди, желая сделать свою жизнь более счастливой, наполненной, более своею, находят многие причины своих слабостей и недостатков в своем детстве. Как же хочется дать своим детям что-то лучшее, избежать ошибок, допущенных старшим поколением. Хочется научиться понимать себя, верить себе и миру, уметь по-настоящему общаться с людьми, создавать что-то новое и необычное, интересное и радостное. И молодые родители с энтузиазмом бросаются в воспитание своих детей.

И вот родители-энтузиасты собираются (или в одиночку, что труднее), чтобы проводить занятия для полноценного развития деток. Чем же заниматься с детьми? Что сегодня привлекает родителей-альтернативщиков, что кажется нам значимым для воспитания наших детей? Наверно, мы отталкиваемся от того, что имеем – или не имеем – мы сами.

Мы не хотим:
– наказаний
– авторитарного стиля общения
– строгого режима
– множества бессмысленных ограничений
– «государственной системы» в воспитании, где Я – последняя буква в алфавите.

И мы хотим в противовес:
– уважительного обращения
– свободы
– индивидуальный подход
– развития сил и талантов ребенка/развития личности.

Это действительно сильные и важные принципы современного развития человека. Но. Как это часто бывает, мы впадаем из одной крайности в другую и опять совершаем ошибки. Ведь нас никто не учил, как воспитывать в свободе. И мы основываемся только на отрицательном представлении – «не так, как нас». А это не всегда верно.

И вот растут дети, воспитываемые к свободе – так, как могут, как понимают это их родители. И почему-то иногда такие дети склонные к истерикам, или к агрессии, или к асоциальности (в смысле неумения строить отношения с другими). Что не так? Почему не так? – хорошо, когда возникают такие вопросы, потому что очень сложно и болезненно признаться в своей неправоте, в неправильном выборе, неправильном мнении и воспитании, повлекшем нарушения развития ребенка. Но ошибки – это тоже часть пути.

Я сама допустила немало ошибок, и, наверно, продолжаю допускать, там, где не проработаны какие-то вещи. Я сама шла этим путем. В полгода я читала своему сыну книжки. Я все ему объясняла и спрашивала его мнения. В 2 года он еще толком не говорил, зато показывал все буквы алфавита. Правда, он не любил общаться с детьми. Он не играл в подвижные игры, вообще мало двигался, любимая игра была – просто катать машинки, лежа или сидя на одном месте. Он не любил рисовать, особенно людей… Зато чем дальше, тем больше он сопротивлялся в общении со мной, не говоря уже о других близких. Все это можно объяснить особенностями характера и темперамента, и все-таки мое воспитание в целом вело к одностороннему усилению одних черт за счет сильного подавления остальных. И я могу признаться в этом только сейчас, пройдя большой путь от смутной тревоги через полусознательное нащупывание ответа к выводу (пока, на данном этапе).

Так что же получается, что же делать нам, бедным родителям, если наши воззрения и действия оказываются ошибочными? Если в результате подробных логических объяснений и обращения к сознательности маленький ребенок начинает истерить и протестовать? Если в результате раннего развития интеллекта ребенок теряет подвижность и интерес к сверстникам? Если в результате отсутствия ограничений ребенок становится агрессивным? И здесь еще могут быть много разных если… Но то, что я хочу посоветовать – это не закрывать глаза, а искать дальше. Наблюдать. Сравнивать. Пробовать другое. Разрешить себе остановиться, пока не появятся новые силы и идеи. Разрешить себе меняться.

Ведь все родители на само деле хотят самого лучшего для своих детей. Да, через призму своего миропонимания. Да, насколько позволяют им их инструменты – силы и умения. Но тот, кто ищет, тот может найти. Кто-то найдет вальдорфскую педагогику :), кто-то – что-то другое. Важно, чтобы найденное не только вызывало радость родителей, но и способствовало здоровому развитию ребенка, свободному, индивидуальному и социальному одновременно.

Чего хотят родители? (и что из этого получается)

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям