Сказки возникли во время детства человечества – это еще одна причина, почему ребенку нужны именно сказки. Ведь человек в своем развитии повторяет развитие всего человечества. То, что было понятно человечеству в «детстве», то ребенок может принять в свою душу как питание, как живое знание.

Если исходить из того, что сказки – это картины душевно-духовного опыта человека, дошедшие до нас из глубины древности, составленные людьми ясно-видящими (видящими духовную сущность за материальными явлениями), передающими мудрость и духовные истины через образы, то мы можем постараться ответить действительно осознанно на разные вопросы о сказках:

Какие сказки нужны детям?

Народные – потому что они несут жизненную мудрость, душевно-духовную силу, которую дети могут принять и переработать на своем уровне. При этом важно учесть такие моменты: сказки должны быть аутентичными, то есть не сокращенными, не переделанными авторами (как у Шарля Перро), что ведет к искажению или потере смысла сказки, а просто собранными и записанными (как русские сказки Афанасьевым, а немецкие – братьями Гримм). Если сказка иноязычная, то много зависит от переводчика, насколько он сумел сохранить смысл и текст сказки (не удивляйтесь, но перевести дословно невозможно – филологи меня поймут! – а ведь в настоящей сказке каждое слово на вес золота).

Почему же авторские нежелательны для маленьких детей – просто они не имеют той глубины содержания, проверенной временем, они выражают субъективную точку зрения автора, которую ребенок еще не может отфильтровать (то есть здесь я согласен, а здесь нет). Ребенок принимает от нас все целиком в себя внутрь, и от нас зависит качество наполнения. Хотя, конечно, есть много хороших качественных авторских сказок, но их время в идеале наступает со школьного возраста.

Еще раз хочу напомнить, что изложенное мной не является догмой  и не означает, что если поступить по-другому, все будет испорчено навеки! В каждой семье своя ситуация, каждый ребенок и его жизненный путь – индивидуальны! Если к Вам пришла книга, которая для вас и для Вашего ребенка много значит, значит – этому должно быть место в Вашей жизни! :)

Сколько сказок читать детям?

Сказка – целостная картина истории души, и маленькому ребенку нужно пережить ее. Для этого лучше дать ему какое-то время и несколько дней подряд читать одну и ту же сказку. Так он сможет наиболее глубоко погрузиться в нее и принять. Например, в вальдорфских садах перед тихим часом читают одну и ту же сказку в течение недели .И потом можно заметить, как ребенок принимает эту сказку в свою жизнь: он начинает играть в нее, рассказывать, рисовать и т.д.

Когда читать сказки?

Лучшее, золотое время чтения сказки – перед сном (дневным и ночным). Почему же так? Я себе это объясняю таким образом: потому что сон – это особое состояние человека, самое близкое к душевно-духовной области. А так как и сказка – из этой области, то время перед сном – это идеальное время, когда ребенок готов погрузиться и принять нечто особое из сказки.

Но сказка может прийти к вам в гости не только в это время. Она может появиться тогда, когда есть необходимость успокоиться и прийти в себя. Сказка будет хорошим выбором, когда вы хотите провести время с ребенком вместе душевно и уютно, она поможет вам укрепить отношения и включится в поток передачи опыта из поколения в поколение. Когда вашему малышу скучно и грустно, сказка может помочь выйти из закрытого состояния наиболее мягко и гармонично.

Как читать сказки?

Рекомендуется читать сказку спокойно, без надрыва и драматизации, без заигрывания и сюсюканья. Эталоном чтения сказки было бы чтение эпического повествования, выразительно и медленно, тогда ребенок успеет прочувствовать глубину и красоту произведения. Вообще, медленное выразительное чтение как минимум способствует хорошему пониманию текста и запоминанию. А если учесть, что четкое проговаривание букв и слов создает характер и образ читаемого, что влияет на развитие фантазии…

И еще наверно, можно привести много причин, почему так важно читать детям медленно и выразительно… Но я бы посоветовала Вам просто взять в руки книжку со сказками и попробовать почитать в разном стиле и темпе: быстро и медленно; без интонации, выразительно и драматично – а потом самому сделать вывод, как и зачем именно так Вы хотите читать сказку своему ребенку. :) Вы удивитесь, как много открытий можно сделать, когда не только думаешь, а берешь и делаешь!

И еще одно преимущество эпического чтения: если есть «страшные» места, ребенок не испугается, он будет наблюдать за событиями спокойно, черпая уверенность в голосе читающей мамы. Но если мама сама переживает и не понимает, зачем «такое» читать, то лучше выбрать другую сказку.

Какие картинки должны быть в книжках?

По большому счету, они не нужны детям в сказках вовсе. Картинки отвлекают ребенка, а малыш вообще не в состоянии слушать сказку и рассматривать картинки одновременно: для него это две разные деятельности. Когда ребенок смотрит на картинки, он уже переживает нарисованное.

Когда слушаешь сказку, можно представить себе ее персонажей, события, явления как хочешь и можешь, но когда перед тобой готовые иллюстрации, то собственная фантазия заглушается.

И все-таки, если без картинок никак не получается, то стоит учесть следующие моменты: картинки должны быть

– красивыми, светлыми, детскими (в хорошем смысле этого слова :))

– соответствовать жизни, действительности (без карикатур)

– без прорисованных деталей (чтобы оставалось какое-то поле для воображения)

– без четких контуров, черных жирных полос вокруг рисунка, очерчивающих границы нарисованного – ведь в жизни вокруг нас нет черных линий, но мы друг друга видим?! :)

– целостными, гармоничными – помните, ребенок-дошколенок впитывает в себя все, что его окружает, и мы в ответе за то, что будет у него внутри, в душевном пространстве!

Что лучше – рассказывать или читать сказки?

Я сейчас все время использовала слово «читать», потому что это привычнее для нас. Но давайте представим (а лучше попробуем на практике), какая разница между рассказыванием и чтением? Какие у Вас впечатления и переживания? Где больше контакта, близости, тепла? Где легче и объемнее создаются образы? Где происходит погружение? Надеюсь, Вы найдете свой ответ на эти вопросы.

Каждая сказка – особенная жизненная ситуация или история, иногда по реакции ребенка можно понять, что ему особенно важно пережить сейчас. И хорошо, если вы видите глаза своего ребенка.

Итак, в заключение хочется еще раз сказать, что сказка – это не развлечение, это важный душевный опты из глубины времен, который ребенок может принять и который станет его душевно-духовной опорой в сложные времена подросткового возраста и взрослого периода жизни. В наших руках напитать своих детей мудростью, духовной силой, дать им уроки человечества по прохождению трудных мест развития личности.

Подарите детям волшебные сказки! :)

Чудесный мир сказок, часть 2

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям