Невозможно представить себе детство без сказок. Сказка – это вообще настроение детства, маленький ребенок живет в сказке, она для него живая, настоящая. Вспомните, как любая веточка могла обидеться и заплакать, если ее поломать, а щенок просит стать другом, как любая вещь, самая простая и обыденная, превращается в руках ребенка, в его глазах, в его душе – в игрушку, важную, нужную, незаменимую.

Если говорить об осознанном родительстве, то предполагается, что все предметы, события, явления, окружающие ребенка – могут иметь смысл, свои задачи, и тогда должны обладать необходимыми качествами, чтобы действительно быть полезными и здоровыми для ребенка. К этому стоит стремиться!

Так вот, сказка. Книги и книжки. Картинки. Чтение и рассказывание историй. Имеет ли это место быть в вашей жизни с ребенком? Если да, то нам есть о чем побеседовать!

Для начала нам нужно определиться с тем, что же такое сказка, ибо из этого будет вытекать очень многое:

– какие сказки нужны детям

– когда, сколько, как

– с какими картинками, качество

– какой возможен или важен результат

Давайте предположим несколько вариантов, что такое сказка для взрослого человека:

выдумки для глупеньких детей

Наверно, это самый неосознанный вариант из предложенных. Если это так, то неважно, что читать, как, когда и далее по списку. Просто для галочки, просто на что хватает денег, что есть на прилавке.

интересные истории, забавные, развлекательные

Если сказка – это просто интересная история для развлечения отпрыска, то важно, чтобы были яркие картинки, захватывающий сюжет, драматизация в голосе при чтении. Вроде бы ничего страшного. К чему такой подход в воспитании может привести? Подумаем. Это достаточно распространенный вариант в современном обществе. Главное – наслаждаться, я хочу все и сейчас. Если нужно напрячься, сделать свои собственные усилия – это уже неинтересно. Все на поверхности, что внутри – это ж надо копать! Кроме того, эмоциональная взбудораженность, которая может способствовать гиперактивности.

Конечно, это все необязательно проявится именно так, это просто как тенденция, которая чем больше и шире охватывает ребенка, тем скорее вероятна.

В апофеозе картинки здесь часто будут карикатурными, содержание блокбастерным, подача со спецэффектами, а тут и до аниматорства недалеко.

– самые простые литературные произведения

Это уже про интеллигентных родителей, которые очень хотят развивать свое чадо. Начать с простого, дать побольше разного – сказки народов мира; народные, авторские, свои; с хорошими иллюстрациями от художников, с хорошими проверенными переводчиками, издательствами; вся классика от А до Я. Тенденция – чем дальше, тем больше ребенка погружают в литературу. Ребенку это может нравиться (как в принципе, любой подход родителя, если он совпадает с определенными душевными наклонностями малыша). Но что в результате? Либо ребенок идет в отказ от литературы вообще, либо становится маленьким старичком-интеллектуалом с большим запасом литературных произведений в памяти.

жизненные истории из реальности

Казалось бы, как такое может быть? Да очень просто. Вспомните, не возмущала ли вас когда-то трусость старика-отца, отвезшего родную дочь в чисто поле на трескун-мороз? Или жестокость мачехи к падчерице. Или как можно было зарезать волка вместо того, чтобы перевоспитать? J Но это не та реальность. Поэтому не надо говорить сыну или дочке, как неправ персонаж, или объяснять, как надо было поступить. Зачем разрушать сказку и ее волшебную силу?… И если родитель решить заменить народную сказку авторской, потому что там все понятно и логично, то можно лишить ребенка чего-то очень важного. Жизнь – это не только материя, не только то, что можно пощупать и измерить.

воспитательные, обучающие сочинения

Очень популярный подход сегодня – обучать и развивать деток всегда и во всем, не обошли и сказку. Такой подход близок продвинутым родителям, которые хотят деть своему ребенку все самое лучшее, но и от него ожидают результатов. Как ребенок должен себя вести, что знать, как развиваться – все продумывается. Казалось бы, это и есть осознанное родительство. Но! При этом взрослые часто забывают, что ребенок – это ребенок, а не взрослый. Ему нужно на его этапе развития другое. И только тогда он сможет стать гармонично развитой личностью и во взрослом состоянии.

Вальдорфская педагогика предлагает такой ответ на вопрос, что такое сказка:

– это картины из духовной жизни человека, душевно-духовный опыт человека и человечества в образах.

Тогда становятся более понятными странные, трудные, жестокие места в сказках. Тогда понятно, почему так важно ребенка питать сказками и что они ему дают. Тогда много чего становится понятно!, но об этом в следующей части! :)

Чудесный мир сказок

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям