Многие родители сталкиваются с вопросом выбора детского сада своему ребенку. Хочется, чтобы и воспитатели были добрые, и кормили хорошо, и занятия интересные проводили. Но часто ли мы задумываемся, зачем вообще нужен ребенку детский сад? А что если ребенок не ходит в садик? Как в таком случае он развивается?

Было время, когда я считала, что садик детям не нужен вообще, никогда, ни за что. Но все течет, все изменяется: у меня растет сын и дочь, и по мере их подрастания я, наблюдая за ними, пришла к другим выводам. И вот я – воспитатель в вальдорфском садике. Могу ли я ответить на вопрос – нужен ли детям садик, и если да, то зачем?

Самое главное, в чем стоит разобраться – каковы основные потребности малыша. Именно вашего малыша, потому что все знания, которые можно получить – общие, а каждый ребенок – индивидуальность, неповторимая и волшебная.

Потребности постепенно с возрастом изменяются, но можно выделить примерно следующие этапы:

0-1 год
  • постоянная телесная близость с матерью;
  • тепло;
  • безопасность;
  • исследование себя (ножек, ручек).
1-3 года
  • постоянная телесная близость с матерью или отцом, наблюдение за их деятельностью;
  • эпизодическое общение с другими близкими взрослыми;
  • исследование предметов, ближайшего окружающего мира;
  • «разрушительная» стадия игр/познания;
  • предметная игра (изучение физических свойств);
  • минимальные навыки самообслуживания и владение речью;
  • нет потребности в общении и играх с другими детьми;
  • имитация деятельности взрослых в движениях/предметах, но без самой деятельности;

Конечно, детки разные, бывают исключения, но все-таки, на мой взгляд (и взгляд многих специалистов), в 80-90% случаев деткам до 3 лет (а иногда и до 4) травматично отрываться от матери.  Так что в этом возрасте вопрос о садике нужно рассматривать с большой осторожностью.

3-4 года
  • тесная душевная близость с мамой и папой;
  • возможны близкие отношения с другими взрослыми (бабушки-дедушки и др.), которые могут по необходимости подменить родителей;
  • появляется предметная фантазия, из которой вырастает настоящая игра;
  • желание играть и общаться вместе с другими детьми;
  • попытки участвовать в различных видах деятельности «по-настоящему»;
  • начальный уровень речи и самообслуживания.

В этом возрасте ребенок может пойти в садик, ему это будет достаточно легко и интересно. Значит ли это, что он обязательно должен туда идти – для социализации, развития и т.д.? ­Необязательно. Если в семье, в которой растет ребенок, созданы благоприятные условия для его роста и воспитания, он вполне может получить все ему необходимое дома:

  • в семье у ребенка есть свое игровое пространство с богатым материалом для игры (не путать с кучей игрушек);
  • ребенок постоянно общается с небольшим кругом сверстников – в игре, а не на занятии; не раз в неделю и не на площадке с меняющимися детьми;
  • ребенок наблюдает и участвует в различных видах деятельности (художественной, хозяйственной, физической, др.) наряду со взрослыми (родителями и другими);
  • у ребенка ритмично организовано время;
  • в семье соблюдают правила и привычки самообслуживания и социального взаимодействия.

В таких условиях ребенок вполне может оставаться в семье и полноценно развиваться и социализироваться.

Другое дело, что в современном обществе есть определенные трудности для создания здорового окружения подрастающего малыша. Попробуем разобраться с этим более подробно.

Пространство и игровой материал в принципе обеспечить можно – и нужно, если подойти к этому осознанно, а не идти на поводу рекламы и общественного мнения. Посмотрите в детскую комнату/уголок своего ребенка – как оформлено его место в вашем доме, чем он играет, какие цвета, материалы и формы преобладают? Оцените функции вещей и их влияние на ребенка: насколько комфортно, интересно, здорово ребенку в доме? Здесь многое в наших, родительских, силах: мы можем изменить пространство в пользу маленького человека.

А вот вопрос контактов со сверстниками и взрослыми уже сложнее, причем намного. Проживая в городе, редко у кого имеется возможность ежедневного общения с друзьями-единомышленниками, у которых есть дети близкого возраста. Встреча один раз в неделю – это совсем не то. У меня есть опыт такого общения с друзьями, когда мы пытались создать домашний мини-садик, дети встречались на занятиях даже 2-3 раза в неделю. А сейчас я наблюдаю, как ведут себя дети, которые видятся каждый день – вот это действительно общение, в котором возникает дружба. Пару раз в неделю – это просто встречи без глубокого взаимодействия, где максимум возможна симпатия.

Опять-таки, на занятиях дети не общаются, они просто не успевают! Дети общаются в свободной игре, когда для нее есть место, время и, может, какие-то материалы. При этом детям-дошкольникам  нужно присутствие взрослого, который помогает им разобраться в сложных моментах и вообще задает настрой, устанавливает правила.

Какие виды деятельности ребенок наблюдает и в каких может участвовать дома?

Видит ли он уборку, мытье посуды, стирку, готовку? Или это делают в его отсутствие, чтобы не мешал? Или делают с явным недовольством и раздражением, без радости от труда, от чистоты и порядка? Может ли ребенок проследить логику, последовательность действий в деятельности родителей? Может ли поучаствовать или с этим никто не будет возиться? Хорошо, если ребенок видит осмысленный труд, воспринимает его как радостную необходимость, принимает в нем участие с интересом.

Есть ли у ребенка возможность дома бегать, лазить, прыгать? Это вполне серьезный вопрос. Мы с мужем сами жили с сыном до 3,5 лет в одной комнатке в 12 квадратов в общежитии… И переехав в квартиру, мой ребенок просто бегал из одного конца в другой, пока не насытил потребность в движении. Как часто ребенок гуляет на улице в хорошем месте (большой зеленый парк, сквер вдали от дорог), где он может бегать по земле, лазить по деревьям, взаимодействовать с песком, камнями, цветами, жучками и т.д.?

Конечно, это все это должно быть у ребенка в обязательном порядке, но если по каким-то причинам нет, для здорового развития важно, чтобы он мог получить это в другом месте.

Художественная деятельность – рисование/живопись, пение и музыка, лепка, всевозможное рукоделие, кукольный театр – все это нужно маленькому человеку для глубокого развития понимания себя, других, мира. Могут ли дома заниматься этим с ребенком? На самом деле, научиться при желании можно всему (или почти всему). Хотят ли родители? Это в любом случае было бы хорошо. Но есть еще и другая сторона медали. Многими вещами легче и интереснее заниматься в компании. И такой момент: должна ли мама (о ней ведь речь идет в первую очередь) заниматься всем этим с ребенком? Должна ли она 24 часа в сутки быть только в роли мамы? Или она может какое-то время быть и в других ролях, важных для ее самоощущения и самореализации? J Думаю, может. Но тогда можно частично передать свои полномочия другому человеку, который заслуживает доверия родителей.

Хватает ли у родителей сил и внимания для ритмичной организации жизни ребенка? Если в семье принято, что день проходит, как само получится, и ребенок никогда не знает, что его ждет, то садик может дать ему опору и определенное чувство стабильности и поможет самим родителям организовать семейное время. Хотя для здоровья ребенка, конечно, важно соблюдение ритмов постоянно.

Правила и привычки в семье часто остаются в неосознанной зоне, непроработанными. Пора ли ребенку то или иное делать самому? Как научить его мыть руки, убирать игрушки, аккуратно есть и т.п.? Как научить делиться, просить, конструктивно реагировать на сложные ситуации детской жизни? J Все это может легче получится в компании, в новых условиях, под присмотром ответственного взрослого.

Итак, нужен ли ребенку детский садик в целом? Думаю, нет. Но ребенку нужно удовлетворять его потребности. И в современном обществе в хорошем садике это может быть более эффективно, нежели в семье.

Зачем нужен садик?

В семье можно напрячься и осознанно подойти к соблюдению ритмов, созданию здоровых правил и привычек, устройству игрового пространства, ведению различной хозяйственной и физической деятельности. Скорее всего, основные неудовлетворенные потребности будут в том, чтобы ребенок мог играть в компании сверстников под присмотром взрослого, заниматься художественной деятельностью. А это пресловутые социализация и развитие.

Однако идти в садик только за социализацией и развитием имеет смысл в том случае, если:

  1. Садик соответствует всем вышеперечисленным критериям здорового воспитания малыша.
  2. Кроме социализации и развития ребенок получит в обязательном порядке хорошее теплое отношение воспитателя к себе как к личности! Сначала симпатию, а потом любовь. Ребенку не нужна социализация и развитие, если он не получает любви!…

Но есть еще кое-что. В хорошем садике с хорошим воспитателем родители получают возможность совместной проработки осознанного подхода к воспитанию. И родители, и воспитатели могут глубже увидеть природу ребенка и вместе действовать на благо малыша. При таком садике могут собраться родители-единомышленники и создать для своих детей особую благоприятную среду для здорового развития. То есть это уже развитие и социализация на более высоком уровне – для родителей, что несомненно влияет на состояние ребенка. Это объединенные усилия взрослых, которые создают здоровое окружение для детей и в садике, и дома.

А в очень хорошем садике с очень хорошим воспитателем J можно говорить о еще одной возможности для ребенка – возможности уравновесить свой темперамент, сильные и слабые стороны характера, что в семье сделать очень трудно по определению. Ведь мама-холерик может не понимать, как утихомирить ребенка-холерика, как направить его энергию в конструктивное русло, а папа-меланхолик не видит перегибов в чувствительности и замкнутости детей-меланхоликов. В садике же дети могут компенсировать свои слабости, укрепиться, научиться справляться с чем-то новым, увидеть другие способы реагирования. Подобная «проработка личности ребенка» возможна только под присмотром умелого педагога, который работает над собой, над своим характером и темпераментом, который может дистанцироваться от своих привычных моделей поведения и дать ребенку пережить опыт, который нужен именно ему. Это очень важно – это возможность развития здоровой личности ребенка из детства во взрослую жизнь. Когда хулиган вдруг оказывается заботливым, трудолюбивым, изобретательным парнишкой; когда нежная девчушка, ранимая и тихая, превращается в активную, подвижную, веселую егозу; когда безудержный сангвиник учится следовать, выполнять правила и поручения – это дорого стоит. (Я очень хочу стать таким воспитателем…)

Но не зря я везде писала про хороший садик и хорошего воспитателя. Отдавать ребенка в любой садик я бы не стала (и на самом деле не водила в детский сад своего старшего сына). Если вы видите, что ребенку нужен садик, то подумайте о критериях выбора и поищите такой, в котором ребенку действительно будет комфортно во всех отношениях. А главный критерий, на мой взгляд – это воспитатель, который примет вашего ребенка в свои руки, который станет значимой личностью в жизни вашего малыша, со своими установками, слабостями и достоинствами. Но это отдельная тема. Получит ли ваш ребенок то, что ему нужно, в этом садике с этим воспитателем? Или ребенок с его потребностями будет отдельно, а садик со своими требованиями и правилами отдельно? Это должно стать решающим фактором. Возможно, в садике с альтернативной методикой воспитания и развития вам будет легче найти то, чего вы ищите (по крайней мере, в подобных учреждениях о потребностях ребенка можно будет открыто говорить, в отличие от обычных садиков!).

Желаю всем деткам расти в здоровом прекрасном окружении, в теплой радостной атмосфере, в любви, заботе и внимании!

dytynawaldorf.com.ua

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям