Какими же должны быть игрушки, чтобы помочь ребенку создать здоровый образ мира?

– в первую очередь, сама игрушка должна представлять собой здоровый образ – человека, животного, какого-то предмета или явления. Пропорции, вид, цвет, форма – все должно соответствовать жизни, характеру, внешнему и внутреннему образу ; и не копировать его детально и послойно, но отображать нечто существенное, важное, настоящее. Яркий пример – кукла Барби с женскими формами и вытянутыми пропорциями, с увеличенными глазами и «идеальными» чертами, что впитает в себя девочка, играющая с ней? Или машинка – точная копия модели определенной марки, напр. БМВ, как будет играть с ней мальчик, сможет ли он играть с ней как с «просто-машинкой»?

Вальдорфские куклы соответствуют детским пропорциям, что помогает ребенку принять куклу и принять себя, на лице глаза и рот могут быть обозначены, а могут и не быть, но обозначенные черты соответствуют здоровому расположению и размеру. Ведь все, что ребенок видит в близком окружении (а игрушка – в самом близком, иногда ближе, чем близкие взрослые) – впитывается так глубоко, что это может повлиять на развитие внутренних органов, не говоря уже про психику.

– игрушки должны быть выполнены из натуральных материалов: выпилены из дерева, пошиты из тканей (хлопка, льна, шерсти), сваляны из шерсти (или набиты ею). Что это дает? Это просто блажь слишком богатых (если покупать) или слишком бедных (если делать самому)? Как сказала одна мама на площадке, увидев у нас деревянный самолетик: «Наш дедушка такие делал после войны, когда игрушек не было».

Натуральные материалы дают богатство переживаний, ощущений – фактуры, веса, тепла, они дают представление о настоящем мире с его настоящими качествами. Соберите по дому мелкие вещи, сделанные из разных материалов, сядьте, закройте глаза – и пощупайте, попробуйте пережить вещь в руке, посмакуйте ее. Я так делала. И я очень удивилась, несмотря на все мои эко-убеждения, какие бедные, малоприятные ощущения дает пластик. Почему же мы с такой легкостью окружаем детей дешевым материалом, таким обманчивым в своей яркости, удобности, многообразности?…

Помните, что игрушки создают эталон образа мира? Не думаю, что кто-нибудь из родителей хочет сознательно привести ребенка к эталону пластикового мира, но мы это делаем… А с другой стороны, у нас есть возможность это изменить!

– еще одной важной чертой игрушки является ее простота, незавершенность, недетализированность. Игрушка должна оставлять ребенку простор для фантазии и использования в игре. Согласитесь, трудно играть с вечно улыбающейся куклой в то, что она плачет, или с машинкой БМВ, как будто это мерседес, как у соседа. Кстати, это решает еще и одну серьезную задачу для родителей: как дать ребенку все необходимое для игры, но не заполнить при этом дом игрушками до отвала?

Эти качества, наверно, самые важные при выборе/поиске/создании игрушки, но есть еще и дополнительные факторы, на которые хочется обратить внимание:

понятность, доступность образа, особенно для малышей. Помню, нам подарили резиновую игрушку, похожую одновременно на белочку, лисичку и кошечку…

цельность, неразделенность (иди даже неразрезанность – есть такое слово?). Ребенок воспринимает себя и окружающий мир цельным, для него гармоничной будет цельная фигурка куклы или зверюшки, без отделяющихся рук-ног или вставок в тело. Это даже для взрослого может переживаться как болезненное вторжение в организм. С этой точки зрения даже пазлы не покажутся совсем безобидными: разделяющие на нелогичные куски цельную картину. Да и действительно, являются ли пазлы «игрой», если их можно только сложить в одном-единственном порядке?

необходимость. Нужна ли ребенку эта игрушка, может ли он пережить то, что она в себе несет, в своем мире? Это касается дидактических игр (шнуровок, стучалок, сортеров и тд). Может, пусть ребенок учится зашнуровывать реальные ботинки и расставлять реальные кастрюльки? Это, по крайней мере, действительно имеет смысл.

Это касается и агрессивных, военных, механических игрушек – трансформеров, динозавров, автоматов. Нужно ли ребенку это пережить? Какие модели поведения он с ними получает в свое распоряжение? Какие установки он заберет с собою во взрослый мир?

Это касается и экзотических вещей, явлений, животных. Что, кроме слова «слон», приобретет ребенок с фигуркой слона? Да, родители могут гордиться: ребенок знает африканских животных! Он его опознает по условным знакам (уши, хобот), но может ли он его «пережить», как мог бы пережить козу, кур, собаку и других местных животных, увидев, понаблюдав, ухаживая за ними? Намного важнее, чтобы ребенок смог понять характер животного, его потребности, его взаимосвязь с человеком и природой. Даже в городе у нас есть много возможностей наблюдать за живым миром: животных, насекомых, птиц. Ребенку гораздо важнее качество пережитого и переигранного, чем количество…

количество тоже имеет значение! :) Чем больше игрушек, тем меньше ребенок может с ними играть. Так что скучающему ребенку возле шкафа с игрушками можно сделать один большой подарок – разгрузить шкаф! чем больше, тем лучше: спрятать куда-то подальше, подарить нуждающимся, поделиться; придумайте свой вариант. Почему так получается? От перенасыщенности, перегруженности, от невозможности переварить или хотя бы охватить все игрушки. Фантазии нужен простор и место для якорения.

место – где игрушка будет жить, храниться. Порядок в детской – это не сваленные в мешок игрушки, а игрушки, расставленные на полочках, в разложенные в коробочках и корзиночках, в одном специально отведенном уголке.

сочетаемость: куколка, домик, мебель, посудка; машинки, строительные материалы, дорожки; зверюшки, лес, озеро. Это не значит, что все элементы должны присутствовать в четком виде: озеро может быть из голубого платочка, а лес из шишек, дорожки из веревочек, а стиральная машинка/плита – из коробки. Это значит, что если у вас есть машинки, то нужно посмотреть, из чего ребенок может построить дорожки, а что использовать как стройматериалы – и если дома не из чего, то подумать в этом направлении. А если Вы решили, что нужно купить на день рожденья посудку, то кто из этой посудки будет есть?

Вот такие игрушки развивают ребенка в гармонии! Вальдорфские игрушки – это не изобретение нового, а скорее просто здоровые игрушки, способствующие здоровому состоянию и развитию детей.

Какие игрушки нужны ребенку? Часть 2

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.

Навигация по записям